www.zap-ti.ru
Магазин запчастей для иномарок в Набережных Челнах. +7906-121-09-77

Электроника на страже безопасности (АБС, ESP, VSC, EBD и другие системы...)


Рубрика: Статьи
Электроника на страже безопасности (АБС, ESP, VSC, EBD и другие системы...)

Активную безопасность современных автомобилей обеспечивает в первую очередь электроника, помогающая предотвратить возможную аварию.Но иной раз и опытные водители не вполне понимают, для чего предназначено и как действует то или иное устройство. Даже если речь идет о такой, казалось бы, простой и давно знакомой системе, как АБС в тормозах...

ABS (antilock brake system) в переводе с английского означает антибло-кировочная система в тормозах. Сегодня любой школьник знает, что она препятствует блокировке колес при резком торможении, таким образом оставляя водителю возможность действовать рулем (когда колеса заблокированы, машина становится неуправляемой). Но это еще не все. Кроме того, АБС может выручить при торможении на разнородных покрытиях. Скажем, под левыми колесами - асфальт, под правыми - срезанная фрезой “стиральная доска”, коих немало по весне на наших дорогах. При торможении, даже аккуратном, правая пара колес из-за более низкого коэффициента сцепления стремится заблокироваться раньше, чем те, которые катятся по асфальту. В этом случае занос может возникнуть, что называется, на пустом месте. АБС его предотвращает.

Почему некоторые спорткары лишены АБС? Дело в том, что в экстремальных режимах, близких к условиям кольцевых гонок, машину удобнее и быстрее осаживать перед поворотом, “сжигая” покрышки. Присутствие АБС также мешает использованию таких специфических раллийных приемов, как притормаживание в повороте левой ногой (правая остается на педали газа), позволяющее “ввинтить” переднеприводный автомобиль в вираж, не сбавляя скорости.

TCS. Traction control system, или противобуксовочная система. Она известна и под другими названиями, но суть остается неизменной. Принцип работы TCS прост: когда скорость вращения ведущих колес превышает скорость других, катящихся свободно, автоматика “осознает”, что автомобиль буксует, и притормаживает ведущие колеса или сама сбрасывает газ. Система упрощает разгон на скользкой дороге и до определенной степени препятствует срыву в скольжение на скоростных поворотах.

Более того, TCS помогает проходить виражи энергичнее. При движении по дуге внутренние по отношению к повороту колеса разгружаются (то есть слегка приподнимаются), а на внешние, наоборот, давит двойной груз центростремительного ускорения. Вы, наверное, замечали, что при быстром прохождении изгибов дороги резина начинает посвистывать - это как раз буксуют менее загруженные внутренние колеса. В этом случае противобуксовочная система их “прихватывает” и перебрасывает крутящий момент двигателя на внешние, имеющие лучший контакт с асфальтом. В итоге автомобиль энергичнее проходит поворот и быстрее ускоряется на выходе...

А если вы переборщили со скоростью, вираж слишком крут и противобуксовочная система уже бессильна? Тут на помощь приходят более сложные противозаносные системы, или системы стабилизации. У разных производителей они называются по-разному: ESP (electronic stability program), DSC (dynamic stability control), VSC (vehicle stability control) и так далее. Все системы действуют по схожему принципу.

Во-первых, они постоянно следят за возможностью возникновения скольжения. Электроника всегда знает, как движется автомобиль - стабильно или, допустим, сорвался в занос: она учитывает угол, на который повернут руль, степень нажатия акселератора, показания датчика боковых ускорений и так далее. Во-вторых, как только покрышки начали скользить, автоматика предпринимает ряд действий, чтобы вернуть автомобиль на задаваемую водителем траекторию. Для этого она выборочно подтормаживает отдельные колеса (это позволяет довернуть машину) и при необходимости принудительно снижает обороты мотора.

На большинстве моделей устанавливаются противозаносные системы, которые жестко пресекают любую возможность скольжений, а вот на спорткарах автоматика работает более тонко. Ведь подобные автомобили обычно покупают опытные водители, которым экстремальная езда с заносами доставляет удовольствие. Поэтому здесь электроника вступает в действие лишь тогда, когда не слишком опасная ситуация грозит перерасти в критическую.

Самыми сложными противозаносными системами на сегодня располагают полноприводные автомобили, например BMW. В баварских скороходах эта автоматика не только подтормаживает отдельные колеса, но и разным образом перераспределяет энергию мотора между передними и задними колесами, чтобы автомобиль быстро и безопасно прошел тот или иной поворот.

В современных моделях отвечающие за активную безопасность устройства настолько сложно взаимосвязаны между собой, что производители преподносят весь их комплекс как единое целое. Скажем, в автомобилях “Maserati” подобная система именуется MSP (“Maserati” stability program). Помимо упоминавшихся выше устройств она содержит EBD - electronic brake distribution - электронную систему распределения тормозного усилия. EBD позволяет использовать тормоза с максимальной эффективностью независимо от условий езды. Вообще, большая часть тормозного усилия всегда приходится на передние колеса, поскольку они “загружаются” при торможении и обладают лучшим контактом с дорогой, чем задние. А если надо осадить автомобиль на подъеме, когда загружены задние? Тут и придет на помощь EBD, которая передаст к ним большее тормозное усилие, чем обычно. Это устройство выручает также в других ситуациях, когда торможение происходит в неоптимальных условиях.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.